05:27:34   |   16 декабря 2017   |   EN | RU | UA

webcam
Городские программы
Регуляторная политика
Публичные закупки
Международное сотрудничество
Карта Одессы
Виртуальная Одесса
Кино об Одессе
Фотоальбом города
Городская символика
Театры Одессы
Музеи Одессы
Памятники Одессы
Парки Одессы
Одесский зоопарк
Гостиницы Одессы
Одесса туристическая
О городе
В помощь предпринимателям
Правовая консультация
Одесса в цифрах
Предприятия Одессы
Городской транспорт, схема
движения
Аварийные и справочные службы
Искать
Подписаться на новости
Конкурс по назначению управляющих домами
Далее С 1 января - новая нормативная денежная оценка земель
Далее Одесгорэлектротранс
приглашение к кредитованию

Далее Правила пропускного
режима в здание
Одесского горсовета

Далее ОБЪЯВЛЕНИЯ
о намерении
изменения тарифов

Далее ВАКАНСИИ
Далее "УКРПОЧТА"
оплата платежей

Далее Предприятие инвалидов
Услуги по пошиву

Далее "Одесская городская типография"
полиграфические услуги

Далее Предприятие УТОС
предлагает продукцию

Далее



/ Главная

История местного самоуправления города Одессы

И С Т О Р И Я
 
МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ОДЕССЫ
   
 
 
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II.
 
 
16 июня 1870 года вступило в силу Городовое положение, которым законодательно закреплено избирательное право имущего населения вне зависимости от национального, религиозного или социального происхождения. Право голоса в избрании гласных (членов городской думы) принадлежало "всем городским обывателям" соответствующим таким условиям: «Они должны быть российскими подданными мужского пола, возрастом достичь 25 лет, владеть установленным имущественным цензом и не иметь недоимок по городским сборам». Жители Одессы также делились на три группы (разряда) в зависимости от дохода и от каждой из этих групп избиралась треть гласных. Всего в Одесскую Думу избиралось 72 гласных. Срок полномочий гласных - 4 года.
 

 
 
Одесская Городская Дума была распорядительным органом городского самоуправления. Гласные из своего числа избирали исполнительную власть – городскую управу, в которую входили городской голова и несколько членов (изначально двое), а также председателя и членов различных исполнительных комиссий. Ни городской голова, ни члены управы не имели право состоять на государственной службе ст. 99 «Должностным лицам городского общественного управления не присвояется прав государственной службы за исключением лишь городского в губернских городах секретаря».

 
На городскую управу возлагалось непосредственное заведывание делами городского хозяйства и общественного управления. Городская управа по ст. 72 «ведет текущие дела по городскому хозяйству, изыскивает меры к его улучшению, исполняет определения думы, собирает нужные ей сведения, составляет проекты городских смет, взимает и расходует городские сборы на установленных думою основаниях и представляет в назначенные думою сроки отчеты о своей деятельности».
Таким образом, главным правом и обязанностью Городской Думы Одессы было решение насущных проблем одесситов в области благоустройства города: строительства, транспорта, водоснабжения, образования, медицины, культуры, которое осуществлялось за счет поступлений налогов в городскую казну.
 

 
 
Городская Дума имела право устанавливать налоги в пользу города  (ст. 55), а именно: «Оценочный налог с недвижимости, налог с документов на право производства торговли или промыслов, а также налоги с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок».
Среди налогов в пользу города была даже "подать на собак", которые считались роскошью. В начале 20-го века с появлением автомобилей городская казна начала пополняться за счет налога на автовладельцев и даже владельцев велосипедов.
Для осуществления надзора над городской торговлей на основании Положения о пошлинах, из числа гласных Думы избирались члены торговой депутации. Они же следили за состоянием промыслов, базаров, рынков, ярмарок.
 
 
 

 
 
Достаточно либеральное для своего времени Городовое положение было заменено новым в 1892 году. Прежде всего, было изменено право голоса для горожан, в избрании гласных стали принимать участие собственники и пожизненные владельцы недвижимости, находящейся в пределах города и оцененной в пользу взимания городского налога не менее 1500 рублей; физические и юридические лица, если они не менее одного года содержали в городах предприятия, требующие уплаты промышленного налога в определенных законом размерах. К выборам не допускались содержатели питейных домов, их торговые помощники и лица, не уплатившие городские налоги за полгода. Не достигшие 25 лет мужчины и женщины участвовали в выборах через уполномоченных.
 

 
 
Также городской голова и члены городской управы были переведены в разряд государственных служащих 6-8 разрядов с ношением соответствующего мундира по гражданскому ведомству. Количество гласных возросло до 80, членов управы - до 6.
Были введены новые должности. Появились - товарищ городского головы, участковые попечители, чины торговой и хозяйственной полиции. Эти и другие должности утверждались управой.
 

 
В управе председательствовал голова; члены управы избирались на 4 года, но выбывали не сразу, а по очереди: через каждые два года выбывала половина. Выборы осуществлялись следующим образом: составлялся список гласных желающих избираться, затем для каждого избираемого лица ставилась баллотировочная урна с надписью имени, фамилии и звания (чина) баллотируемого. Гласные вызывались к голосованию городским секретарем по списку, им возле урны один из действующих членов управы вручал баллотировочные шары. По окончании выборов председательствующий управы приступал к подсчету голосов и объявлению результатов.
 

 
Распределены были обязанности среди членов управы следующим образом (данные 1903 года):
за городским головой закреплялись общий городской контроль, руководство распорядительным и статистическим отделами, юрисконсультская часть, городская библиотека, переписка по делам городского театра, председательство в городском по воинским делам присутствии;
за товарищем городского головы – торговое отделение, отдел воинской повинности;
 за 1-м членом управы - отдел народного просвещения, заведывание детскими колониями, городской посреднической конторой, городскими скотобойнями, конным рынком, контроль за конно-железными дорогами;
за 2-м членом управы – финансовый и еврейский отделы;
за 3-м членом управы – строительный и санитарно-врачебный отделы, ветеринарное бюро;
за 4-м членом управы – земельный отдел, отделы городского садоводства и содержания войск, полиции, пожарной команды и арестного дома;
за 5-м членом управы – благотворительный отдел и заведывание городской хлебопекарней;
за 6-м членом управы – водопровод, Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы.
Для управления отдельными отраслями хозяйства дума назначала специальных лиц и комиссии.
Участковые попечители следили за исполнением жителями города постановлений городской думы о противопожарных мероприятиях, о порядке содержания в исправности площадей, улиц, дорог памятников, о чистоте улиц и т.д.
 
 
 
Невозможно не упомянуть о системе оплаты служащих городского общественного управления. Так канцелярист и служитель городской пожарной команды получали жалованья 35-37 руб. в месяц, служащий имеющий чин или служащий городской комиссии - от 75 руб., столько же получал служащий одесского водопровода с прибавкой разъездных 15 руб. и квартиры. Члены городской управы в зависимости от чина получали жалованье от 200 руб. Кроме этого по ходатайству бюджетной комиссии городской думы устанавливались личные прибавки к жалованию служащим управы и городских учреждений. Так секретарю управы (1912 г.)  А.И. Жулинскому жалование было увеличено на 600 руб. в год, стенографисту думы Шаумову - на 300 руб. в год, служащему городского контроля Майеру – на 120 руб. в год.
Для сравнения, в это же время учителя гимназий и государственных училищ в зависимости от чина получали жалованье от 60 руб. и квартирные, офицеры (поручик – полковник) – от 70 до 170 рублей и квартирные, рабочие - от 25 руб., квалифицированные рабочие - от 60 руб., городовые – около 20 руб. и казенное жилье, инженеры и бухгалтера - не менее 100 рублей в месяц.
Что же могли купить служащие на своё жалование? Картофель стоил 50 коп. за пуд (16 кг), лук – 1 руб. за пуд, литр сметаны – 35 коп., молока - 10-12 коп. Колбаса (высш. качества) – 5,50-5,8 руб. за пуд. Телятина – 20 коп. за кг, пара кур – 1,5 рубля, десяток яиц – 25 коп., сахар-песок – 25 коп. за кг.
 

Чиновник гражданского ведомства 

(конец ХІХ – начало ХХ века)

 
Дороже были непродовольственные товары, и тут необходимо вспомнить, что служащие в чинах приобретали/шили мундир за свой счет (от 60 рублей). Рубашка стоила 1 руб., сапоги от 4-10 руб., китель – 25 руб., женские ботинки – от 3,5 руб., пальто (пошив) - 20 руб., костюм мужской (пошив) – около 17 руб.
Обучение ребенка в гимназии стоило от 150 до 300 руб. в год, но часто дети гослужащих учились за казенный кошт. Обучение в городских училищах было фактически бесплатным (около 12 руб. в год).
Баня общая (водолечебница Исаковича) с мраморным бассейном обходилась в 25 коп., отдельный номер с купальней – 75 коп.
Для тех, кто "подорвал свое здоровье", одесские водолечебницы предлагали свои услуги по следующим расценкам: лечение с полным пансионом (гидрованны, массажи и т.д.) – 75 руб. в месяц, гидротерапия – 25 руб., массаж – 20 руб. за курс лечения.
Врачебная помощь могла быть бесплатной в общественных городских больницах и т.п.
 

 
Что касается пенсионного обеспечения, то его можно было получать за долговременную беспорочную службу. Лица, отслужившие 35 лет на госслужбе (обязательно «беспорочно»), получали пенсию как полный оклад, т.е. 100%. Лица отслужившие от 25 до 34 лет получали половинное жалование. Кроме этого госслужащие могли дополнительно получать пенсии из своих ведомственных касс взаимопомощи, если были их членами и делали в них отчисления.
Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново.
В случае смерти пенсионера получателями пенсии становилась его вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья до 17 лет, дочери до замужества либо до достижения 21 года).
Служащие одесского самоуправления (не причисленные к госслужбе) получали права на половинную пенсию после 15 лет службы и на полную – после 21 года из собственной пенсионной кассы. С 1891 г. по 1901 г. из городского бюджета отчислялось 3% общей суммы содержания, получаемого по службе всеми участниками пенсионной кассы, в дальнейшем из-за переработки городского пенсионного устава выплаты были прекращены.
На январь 1913 г. на 2500 служащих городского управления – членов вспомогательной кассы было 500 пенсионеров.
 

 
В завершении нельзя не отметить существовавшую систему должностных знаков лиц городского самоуправления.
В городовом положении 1870 г. существовала статья № 98, которая предусматривала присвоение должностных знаков лицам городского самоуправления. Рисунок был разработан Министерством внутренних дел и в окончательном варианте был утвержден императором 5 марта 1871 года.
В центре посеребренного, очень крупного овального знака располагался герб города, вокруг которого размещалось наименование должности. На гладкой оборотной стороне была расположена гравированная или выпуклая дата реформы: «16 июня 1870 г.». Знак устанавливался в двух размерах.
 
 
 
Г.Г. Маразли  в мундире действительного статского советника
с должностным знаком одесского головы
 
 
 
Городской голова и остальные члены управы, а также гласные носили большой знак, изготовленный из посеребренной бронзы. Их размер был ~80х65 мм.
Знак носился на посеребренной цепи. Городскому голове, членам управы, главам и членам исполнительных комиссий полагалась плоская «большая» цепь. Остальные носили знак на тонкой посеребренной цепи.
Отдельной категорией должностных знаков были знаки овальной формы, носимые на шейных цепочках. Их размер был ~60х45 мм.
Городовое положения 1892 г. (статья 126) подтвердила прежние права на ношение должностных знаков лицам состоящим в городском самоуправлении. Для вновь утвержденных должностей знаки изготавливались по образцу 1870 г. за исключением выбитой надписи на обороте знака. Вместо надписи «16 июня 1870 г.» указывалась дата «11 июня 1892 г.».
 
Должностные знаки существовали для различных категорий служащих и служителей - для мировых судей, участковых попечителей, приставов и их помощников, околоточных, почтовых и телеграфных служащих, кондукторов, смотрителей городского хозяйства, извозчиков, дворников. В таком виде должностные знаки сохранились до февральской революции.
Кроме должностных знаков одесской думой выдавались металлические номерные знаки (жетоны) на осуществление уплаты сборов, такие знаки, например, выдавались уличным торговцам и старовещникам (старьевщикам) или сбора за содержание собаки. 
Развитию нашего города способствовали выдающиеся градоначальники, во главе исполнительных органов Одессы становились лица, известные своими успехами в промышленности, торговле, науке, военном деле.
 
 
 

 
 
Нельзя не упомянуть обычных служащих Одесской городской управы, которые своим ежедневным, многолетним трудом воплощали в жизнь замыслы и проекты по развитию Одессы.
 
 
АДМИНУСЛУГИ
Далее РЕГИСТРАЦИЯ
В ОДЕССЕ

Далее

18 декабря 9:00
аппаратное совещание
прямая трансляция

Далее 16 декабря 12:00
День Святого Николая
в Одесском зоопарке

Далее 16-17 декабря 11:00
Рождественская дипломатическая ярмарка

Далее 18 декабря  18:00
«Ойкумена одессита»
с Ф. Кохрихтом

Далее 23-24 декабря 11.00
Ярмарка 
«Парк чудес»

Далее до 25 декабря
заявки от субъектов
хозяйствования в 
департамент
муниципальной
безопасности

Далее 28 декабря 11:00
ИСПОЛКОМ

Далее 1-10 июня 2018 г
ODESSA 
CLASSICS

Далее Работа транспорта 
в районе Пересыпи

Далее С 17 марта 
работа транспорта
на/с пос. Котовского

Далее С 17 марта
работа транспорта
по ул. Преображенской

Далее Местные инициативы
Сбор подписей

Далее
Г Р А Ф И К
приема граждан

Далее Территориальное Соглашение
2017-2019гг.

Далее Спортивный
ПЛАН-КАЛЕНДАРЬ

Далее ОСМД ОДЕССЫ
Далее Разработка концепции развития Центрального исторического ареала Одессы
Далее Выставки и ярмарки
в 2017 и 2018 годах

Далее ВЫБОРЫ
Далее ГЕНПЛАН ОДЕССЫ
Далее ОСОБЕННОСТИ
ПОГРАНИЧНОГО
РЕЖИМА

Далее ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Получение компенсации по кредитам
на энергосберегающие
мероприятия

Далее ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ в чрезвычайных ситуациях
Далее Реестр общественных и благотворительных организаций г. Одессы
Далее ДОСТУП ДО ПУБЛІЧНОЇ ІНФОРМАЦІЇ
Далее ЛИЦАМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
работа транспорта,
информационные материалы

Далее Защита прав интеллектуальной собственности
Далее П Р О Е К Т Ы
решений горсовета

Далее А Д М И Н У С Л У Г И
Далее Молодежный совет
Далее ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ
ТРУДОУСТРОЙСТВО
переподготовка кадров

Далее Жилищные субсидии: изменения
Далее ПРОЕКТЫ
решений исполкома

Далее Т А Р И Ф Ы
Далее Пенсионный фонд Украины в районах Одессы
Далее ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Далее