597

Национальное рейтинговое агентство ІВІ-Rating сообщает о подтверждении кредитного рейтинга Одессы на уровне uaА с прогнозом «в развитии» и рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне invАА-.

Такие уровни рейтингов отражают отличную инвестиционную привлекательность и высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на протяжении года. В настоящее время такой прогноз применяется ко всем субъектам рейтингования. Он обусловлен усилением неопределенности относительно действий органов власти и хозяйствующих субъектов в случае обострения эпидемиологической ситуации в Украине и мире. Обозначение «-» указывает на промежуточную категорию рейтинга относительно основной категории.

При обновлении рейтингов были учтены:

1. Структура экономического комплекса города и значения показателей социально-экономического развития
Одесса является экономическим центром южной части Украины и одним из крупнейших логистических центров Украины. Значительное количество действующих предприятий, статус одного из крупнейших туристических центров страны и более 1 млн человек населения обеспечивают высокий внутренний спрос на товары и услуги, а также создают хорошую основу для дальнейшего развития производственного сектора и транспортной отрасли. Как следствие, ряд показателей социально-экономического развития Одессы в расчете на 1 жителя превышает средние показатели по Украине, в частности: объем розничного товарооборота, внешнеторговый оборот услуг, объем введенного в эксплуатацию жилья.

2. Уровень бюджетного обеспечения города и долговая нагрузка
Город Одесса характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности: объем собственных доходов бюджета в расчете на 1 жителя по результатам I полугодия 2020 года составил 3,7 тыс. грн, что выше, чем показатель по Украине в целом (3,3 тыс. грн). Бюджет Одессы характеризуется достаточным уровнем ликвидности. Профицит бюджета по результатам I полугодия 2020 года составил 64,36 млн грн. Одесский городской совет и коммунальные предприятия привлекают средства отечественных банков и международных организаций, в том числе на модернизацию объектов инфраструктуры. Прямая и консолидированная долговая нагрузка Одесского городского совета является умеренной. При этом сроки погашения являются диверсифицированными по времени, что позволяет избежать пиковых нагрузок.

3. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов
Город имеет диверсифицированную экономику и умеренную чувствительность бюджета к деятельности отдельных предприятий и отраслей: доходы в бюджет за 6 мес. 2020 года от ТОП-20 налогоплательщиков составили лишь 7,94% от суммы налоговых поступлений. Введение карантина в конце I квартала 2020 года, а также освобождение предприятий от уплаты отдельных налогов в период карантина привели к некоторому сокращению налоговых поступлений, но по результатам I полугодия 2020 года собственные доходы бюджета Одессы уменьшились лишь на 0,96%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

4. Природно-географический потенциал и наличие материальной базы для развития бизнеса
Выгодное географическое положение и природно-климатические условия являются преимуществами для развития внешнеэкономической деятельности и привлечения инвесторов. Хорошая обеспеченность учреждениями здравоохранения, образования и культуры, а также наличие исторических памятников дает возможность развивать туризм.

Город имеет мощный кадровый потенциал благодаря наличию многочисленных учреждений высшего и профессионально-технического образования, а также научных институтов. При этом стоимость трудовых ресурсов ниже, по сравнению со столицей.

Дополнительными преимуществами являются развитая инженерно-транспортная инфраструктура и усилия местной власти в направлении ее модернизации, а также политика городских властей, направленная на улучшение инвестиционного климата, в том числе создание свободных экономических зон.

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Одессы, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.